Места

Петербургский порт от 1916 года до наших дней

Пожалуй, ни один из объектов Санкт-Петербурга не подвергался такому терра формированию как район Морского порта. Одна из самых внятных карт города, которые удалось разыскать датирована 1916 годом и называется «Планъ Петрограда съ ближайшими окрестностями». На этой схеме, по крайней мере, можно уже идентифицировать более-менее знакомые объекты и попытаться сыграть в интересную игру «Найди пять отличий» чтобы понять насколько крупные изменения в очертаниях города произошли за неполный век.

Второй промежуточной точкой послужит карта, созданная на основе снимков, сделанных фашистами при осаде Ленинграда. Приблизительная дата составления этой карты – 1942-1943 год.

Следующий временной пункт – 2001 год. Карта на основании аэрофотосъемки сделанной компанией Аэрогеодезия.

Ну и финальная точка – наши дни. Тут уж сам Yandex.Maps в помощь.

Наиболее серьезно с 1916 года до начала Второй мировой войны на карте порта изменились следующие объекты:

1. Был засыпан Межевой канал, фактически превратившись в улицу с одноименным названием (кстати, существует и поныне). В результате чего произошло объединение Гутуевского острова с Вольным.

2. Увеличили территорию Лесных складов, на которые сплавлялась древесина. Кстати, сплав шел по реке Екатерингофка, что впоследствии послужило одним из факторов ее обмеления.

3. Образована намывная территория напротив Канонерского острова.

4. Проведена отсыпка Кривой дамбы.

5. Существенно увеличена территория Турухтанного острова. Именно тут, через много лет будет находиться крупнейший контейнерный терминал России – «ПКТ».

Безусловно, гораздо большие изменения произошли в послевоенный период, когда Петербургский порт завоевывал славу крупнейшего транспортного узла России. Итак, к 2001 году:

6. Окончательно были ликвидированы Новый канал, Внутренний канал и река Ольховка. На образованной территории расположилась одна из двух железнодорожных станций – «Новый порт».

7. На созданном острове Белый были созданы очистные сооружения.

8. На Канонерском острове был создан Канонерский судоремонтный завод.

9. Лесные склады были преобразованы в единую территорию с образованием на ней стивидорной компании Петролеспорт (раньше занимался экспортом древесины, нынче активно конкурирует с ПКТ за перевалку контейнеров).

10. Окончательно было завершено формирование территории Турухтанного острова.

11. Намыта гигантская территория, на которой осуществляют деятельность: Петербургский нефтяной терминал (перевалка нефтепродуктов на экспорт), Четвертая стивидорная компания (экспорт угля), Перегрузочный комплекс-101 (паромы), начато строительство Балтийского балкерного терминала (экспорт калийных удобрений). Кроме того, была сформирована зона золоотвала для будущей ТЭЦ.

12. Проведены дноуглубительные работы, позволившие начать на внутреннем рейде Угольной и Лесной гаваней перевалку нефтепродуктов. Организовали этот процесс малоизвестная в то время компания Gunvor и чуть более известная компания ЮКОС.

13. На данный момент был построен единственный в Санкт-Петербурге тоннель под Невой, находящийся в створе Двинской улицы и ведущей на Канонерский остров. Без этого туннеля жители «Канар» фактически находились в состоянии анклава, вынужденные добираться до места жительства на пароме. По слухам, отмеченное место — это озеро, которое образовалось на месте отливки бетонных заготовок для туннеля. В «лихие 90-ые» это было любимое место разборок между различными криминальными элементами.

В принципе, по большей части, к 2002 году образование новых территорий порта было завершено. К 2010 году произошли лишь незначительные изменения:

14. Намыта новая территория к Петербургскому нефтяному терминалу (4 га).

15. Завершено строительство Балтийского балкерного терминала.

16. Ликвидирован ПК-101, на его месте структурами г-на Лисина ведется строительство очередного контейнерного терминала.

17. Ликвидирована База ремонта контейнеров и расширен ПКТ (Первый контейнерный терминал).

В принципе, вот, пожалуй, и все наиболее крупные изменения на территории Петербургского порта. В настоящее время идет еще один крупный намыв – в районе Васильевского острова строится пассажирский порт «Морской фасад», который уже начал прием круизных судов. По проекту еще будет образована огромная территория для бизнес и жилой недвижимости. Но это тема уже другой заметки.

Если чего пропустил/не заметил – пишите в комментариях, постараюсь внести необходимые изменения и дополнения.

One thought on “Петербургский порт от 1916 года до наших дней

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.