Места »

Календарь

December 2017
M T W T F S S
« Jun    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Николай Иванович Путилов

Instagram

Николай Иванович Путилов

Один из выдающихся российских промышленников и предпринимателей происходил из славного, но обедневшего новгородского дворянского рода. Пионер рельсо-прокатного дела в России, металлург и строитель, основатель Петербургского порта, изобретатель и гениальный менеджер – вот кем был Николай Путилов, человек, который оставил значительный след, как в истории Санкт-Петербурга, так и России.

Не сказать, что биография его была проста, а жизненный путь был усыпан розами. Предположительно он родился в 1816 году. Отец его умер когда ребенку было несколько недель от роду, а уже в 10 лет мальчик был отдан в морскую роту Александровского кадетского корпуса, по окончании которой он, как лучший ученик, был направлен в Морской корпус (ныне Военно-морское училище имени Фрунзе). В те времена, да и сейчас, попасть в данное заведение можно было только по блату, но для Путилова, который обладал превосходными способностями к точным наукам, было сделано исключение.

Примечательно, что директором корпуса был организатор первой российской кругосветной экспедиции Иван Крузенштерн, а математику преподавал Михаил Остроградский, российское светило с мировым именем.

В 1840 году Путилов публикует статью «Об ошибке знаменитого французского математика Коши в его курсе интегрального исчисления» и сразу попадает в поле зрения Остроградского, который приглашает его к себе в помощники по исследованию вопросов внешней баллистики.

По окончании учебы, Путилова производят в лейтенанты и за признание его заслуг оставляют на преподавательской должности в Морском корпусе, где с 1841 по 1843 он преподает математику, астрономию и навигацию. Впрочем, данное времяпрепровождение кажется ему скучным и он выходит а отставку и уезжает на Юг для того чтобы заниматься строительством кораблей на Черное море. После возвращается в Петербург, заняв должность в болоте судостроительного департамента.

Звездный час Путилова пробил весной 1854 года, когда эскадра британского флота, загнав российский флот в Маркизову лужу подошла непосредственно к укреплениям острова Котлин, угрожая взять Петербург с моря. Ситуация была аховая – Черноморский флот был затоплен у входа в Севастопольскую бухту, а на Балтике никаких кораблей, способных организовать сопротивление англичанам банально не было. К счастью, попробовать на слабину форты Кронштадта англосаксы не решились.

В этой сложной ситуации Путилов обратился к своему начальству с предложением в спешном порядке создать флотилию канонерок, способных действовать на мелководье Финского залива. Рапорт, как водится, ходил по инстанциям почти полгода, пока не попал на стол командующего российским флотом великого князя Константина Николаевича. После встречи князя  с 34-летним Путиловым была поставлена задача к началу кампании 1855 года поставить «под ружье» 15 винтовых канонерок. Причем, как говорят, на эту цель великий князь выделил аж 200 млн рублей собственных средств, т.к. казна, по обыкновению, была пуста. Кстати, по результатам работы Николаю Ивановичу даже удалось немного сэкономить – он вернул князю 20 тыс. рублей.

Проблем было масса. Начать хотя бы с того, что паровые двигатели в то время ввозили в Россию из-за границы, а с началом боевых действий такая возможность исчезла. Рассчитывать нужно было только на свои силы. Военное судостроение с времен Петра 1 никак не изменилось и на казенных верфях по прежнему трудились крепостные. Огромный бюрократический аппарат и рабочие, которые трудятся из-под палки любые новые задания воспринимали в штыки, да и к своим обычным обязанностям тоже относились спустя рукава.

В противоположность им маленькие частные производства всегда были рады любым заказам, но к сожалению, мощности их были удручающе малы. Тем не менее, Путилов сделал ставку именно на них, распределив заказ между 20 малыми петербургскими частными заводами.

По легенде, Путилову удалось тайно проникнуть в мастерскую, которая ремонтировала придворные экипажи. Петербургские ткачи сидели в это время без работы – хлопок в страну шел из-за границы, а все порты были блокированы неприятелем. Путилов за 3 месяца переквалифицировал прядильщиков в токарей и слесарей, а затем и в механиков на канонерках.

Как вспоминал сам предприниматель, к концу февраля свезли откуда что и начали собирать. К 15 марта первая машина была собрана, а  уже в мае того же года, то есть через 100 дней 32 вооруженные канонерки, каждая с паровой машиной в 80 лошадиных сил стояли в Кронштадте.

Этот флот, столь оперативно построенный Путиловым кардинально поменял расклад кампании 1855 года. И уже к ноябрю совместная англо-французская эскадра отступила.

Всего Николай Иванович поставил на кронштадтский рейд 81 корабль, а в честь этого события заводчики преподнесли ему венок победителя из серебра на  каждом из листков которого была гравировка имен построенных канонерок и корветов.

За заслуги перед Отечеством Путилов получил орден св. Станислава 2-ой степени и был произведен в надворные советники.

Тем не менее, в августе 1857 года Путилов покинул государственную службу.

Взяв в морском департаменте кредит, он построил в Финляндии, в то время входящей в состав Российской Империи, три металлургических завода. Ежедневно они выплавляли 200 тыс пудов железа и стали, причем качество их было выше, чем у англичан.

Более того, в то время выпускник горного института подполковник Обухов создал на Урале сталь которая превосходила по качеству знаменитую Крупповскую, которая поставлялась в Россию для производства орудий и снарядов. Причем стоимость обуховской стали была 16 рублей за пуд, а крупповской – 45. Путилов закупил через подставных лиц в Англии оборудование, необходимое для производства орудий и снарядов и в апреле 1864 года запустил в Петербурге большой сталелитейный завод, получивший название Обуховского (кстати, через 7 лет морское ведомство уже не заказало у Круппа ни одного стального ствола).

Путиловский завод

Дело по производству стали шло настолько хорошо, что вскоре Путилов построил еще один завод, названный Путиловским (ныне Кировский завод). Зима 1867-1868 годов была настолько суровой, что импортные рельсы, не выдерживая морозов, банально лопались. Разработанный Путиловым комбинированный рельс на основе сращивания металлов был прочнее зарубежных аналогов и стоил на 30% дешевле. В результате, после испытаний, на Путиловском заводе был размещен заказ на производство рельс по российской технологии, причем уже с 20 января работы шли в 3 смены, а при начале работ была отработана так называемая «путиловская схема запуска производства». Данная методика, кстати, применялась и во время Второй мировой войны, когда в экстренном порядке вводили в строй предприятия, эвакуированные на Урал.

Путиловский завод

В техническом производстве Путилов сделал несколько изобретений по рафинированию и обезуглероживанию металлов, по их сращиванию и по штамповке артиллерийских снарядов; ему же принадлежит способ постройки зданий из старых рельс.

При всех своих достоинствах и заслугах, Николай Иванович был не заносчив, всех своих мастеров знал по имени-отчеству и здоровался при встрече за руку, вполне мог дать пропившемуся рабочему денег на новые штаны и рубаху. До самого конца своей жизни он так и не обзавелся собственным жилищем, предпочитая жить с семьей в просторной съемной квартире.

Последним проектом Путилова стало строительство Морского порта, направление, во многом определившее сегодняшний статус Петербурга и его вектор развития.

Более детально о развитии Петербурга как порта можно прочитать тут – http://www.offbeatpiter.ru/морской-порт-петербурга-от-начала-до-н/

А посмотреть на динамику его модернизации в графическом исполнении можно тут – http://www.offbeatpiter.ru/петербургский-порт-от-1916-года-до-наших-д/

Но сейчас крупными мазками можно изобразить то, что совершил Путилов. Мелководность Финского залива на подступах к Петербургу не позволяла проводить в порт крупнотоннажные суда. Вместо прямого захода они разгружались на рейде Кронштадта и плашкоутами доставляли груз в город. Понятно, что такая логистическая схема удорожала доставку и серьезно увеличивала время получения товара. Бывало, что судну для того чтобы дойти из Англии до Петербурга требовалось столько же времени, как и для разгрузки. Путилов задумал создать настоящий морской порт прорыв глубоководный канал до Кронштадтского рейда. Он разработал комплексный проект, включивший сооружение маяков, углубление Финского залива, строительства новых причалов, складов и портовых зданий.

В 1874 году началось грандиозное строительство, на которое правительство обещало выделить свыше 20 млн рублей. Реальность оказалась гораздо более прозаической – в результате разных интриг было выделено всего 2 млн рублей. Не желаю распрощаться со своей мечтой, Путилов финансировал работы из своих средства, он распродал свои акции, пустил в ход личные деньги и вывел оборотные средства заводов. Но денег все равно не хватило. Путилов был разорен. Он умер от инфаркта 18 апреля 1880 года, завещав похоронить себя на одной из дамб Морского канала. О его смерти сообщила лишь петербургская газета «Новое время». В хронике событий сразу после информации о столкновении пьяного извозчика с трамвайным столбом была набрана петитом короткая заметка: «Вчера, 18 апреля, скончался Н.И.Путилов — один из видных практических деятелей. В эпоху Крымской кампании он построил целый флот канонерских лодок. Наикрупнейшее из деятельности покойного — это проект Морского порта в Петербурге, который теперь и приводится в исполнение». Короткий итог выдающейся жизни…

Тем не менее, торжественное открытие Морского канала состоялось 15 мая 1885 года, Петербург стал настоящими воротами России в Европу и одновременно крупнейшим портом страны.

В 1907 году прах Путилова и его жены Екатерины Ивановны торжественно захоронили в новой заводской церкви, построенной неподалеку от завода на средства рабочих. В конце 1920 года в здании церкви размещался «Домпросвет», а в 1951 году, когда разбирали алтарь, обнаружили памятную плиту, а под ней два гроба. Плиту переплавили, а прах сожгли в котельной.

Влияние Николая Путилова на развитие промышленности и становление Петербурга как крупнейшего индустриального и логистического центра невозможно переоценить. Недаром, в знак признания его заслуг, сейчас активно обсуждается вопрос переименования Морского канал в Путиловский, а в Финляндии его до сих пор помнят как человека, открывшего новую главу в финской металлургии.

RIP

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (5 votes, average: 4.80 out of 5)
Loading...
Метки: , , ,

Пока нет комментариев к записи “Николай Иванович Путилов”

Прокомментировать

Read more:
1830 год – План столичного города Санкт Петербурга

На карту нанесены 326 наиболее интересных мест.

Close